Краеведческий конкурс
«Большой Алтай. Мозаика мест и историй»
Цель конкурса: собрать и сохранить информацию от старожилов том, как в историческом прошлом использовались трансграничные природные территории Алтая – Катунского заповедника, Катон-Карагайского национального парка и природного парка «Зона покоя Укок», а также их окрестностей.
Основные задачи конкурса:
— развитие туристско-краеведческой, поисково-исследовательской работы с учащимися на трансграничных территориях Алтая.
— активизация образовательной деятельности учащихся средствами туризма и краеведения;
— совершенствование методик исследовательской работы обучающихся в области экологии и краеведении;
— обмен опытом туристско-краеведческой и исследовательской деятельности;
— выявление и поддержка талантливых школьников в области краеведения, экологии и исследовательской деятельности;
— воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию родного края.
К участию в конкурсе приглашаются школьники и студенты из Восточно-Казахстанской области (Республика Казахстан) и Республики Алтай (Российская Федерация). Работы должны быть посвящены сбору информации, исследованию и описанию того, что происходило в течение XX века на одной из нижеперечисленных территорий:
- Катон-Карагайский национальный парк и прилегающие территории,
- Катунский заповедник и прилегающие территории,
- плато Укок и прилегающие территории.
Работа не обязательно должна охватывать всю территорию, а может быть посвящена конкретной местности, урочищу, в котором жили или работали ваши родственники или земляки. Также не обязательно исследовать весь столетний период: в работе может быть отражен какой-то конкретный отрезок времени или истории (например, период Великой отечественной войны, 1990-е и т.п.)
Организаторы конкурса:
- РГУ «Катон-Карагайский национальный природный парк» (Казахстан),
- ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Катунский» (Россия),
- АНО «Алтае-Саянское горное партнерство» (Россия).
На конкурс принимаются исследовательские работы, подготовленные школьниками/студентами на основе бесед с членами семьи, родственниками, знакомыми, односельчанами, а также работы с архивными данными (в том числе фотоархивами). Работа должна быть оформлена в текстовом редакторе и представлена на конкурс в электронном виде в формате word. Общий объем работы – не более 15 страниц текста (кегль 12, интервал 1,5).
В работе должна быть раскрыта история конкретной местности через историю людей, которые там проживали либо вели какую-либо хозяйственную деятельность. Приветствуется включение в работу фотографий и рисунков, демонстрирующих описываемых людей и места.
Рекомендации по проведению бесед со старожилами и подготовке исследовательской работы:
- Укажите ФИО, год рождения, место проживания (город, село) информаторов
- Укажите ФИО, год рождения, место рождения и современного проживания (город, село) людей, которые проживали / вели хозяйственную деятельность на исследуемой территории и о которых идет речь в Вашем исследовании
- Назовите местность и по возможности конкретное урочище, о котором идет речь. Отметьте это место на карте.
- Опросите героев исследования по следующей схеме:
- Какую деятельность они осуществляли в этой местности? Если речь идет о скотоводстве, то какой скот и в какие сезоны года выпасали в этом урочище. Соберите как можно больше информации о том, какая деятельность велась на территории.
- В какое время они осуществляли эту деятельность? Укажите конкретный период времени (например, с 1952 по 1967 гг). Если это была сезонная деятельность (например, летние выпаса), то обязательно это укажите. Также напишите, в каких местах осуществлялась эта деятельность в другие сезоны года.
- Какие объекты существовали в это время на исследуемой территории (чабанские стоянки, объекты социальной инфраструктуры – магазины, клубы и т.п.).
- Каким образом участники событий добирались на исследуемую территорию? Были ли там в это время объекты транспортной инфраструктуры (мосты, дороги и т.п.)
- Встречали ли участники событий на этой территории других людей – ученых, геологов, туристов и т.п.? В какие годы это было? Опишите подробности этих встреч.
- Наверняка, у участников событий сохранились воспоминания о каких-то интересных случаях, которые произошли с ними или их знакомыми в данной местности. Запишите конкретные воспоминания и обязательно укажите, с чьих слов записаны воспоминания.
- Возможно, у участников событий остались какие-то памятные вещи, предметы, связанные с описываемым периодом жизни (например, награды, дневниковые записи, предметы быта). Дополните свою работу описанием этих предметов, их истории и, по возможности, фотографией.
- Приложите по возможности фотографии, на которых представлены герои исследования во время их жизни/работы на исследуемой территории и в настоящее время. Обязательно укажите автора фотографий.
Оценивание работ
Для оценки работ участников конкурса создается международное жюри, в состав которого входят ведущие специалисты в сфере детско-юношеского краеведения и туризма, особо охраняемых природных территорий, научные сотрудники Горно-Алтайского государственного университета и Восточно-Казахстанского краеведческого музея.
Жюри оценивает написанные участниками исследовательские работы. Победители определяются по сумме баллов за каждый критерий. Решение жюри оформляется итоговым протоколом, который подписывается всеми членами жюри.
Критерии оценки работ:
- -новизна представленной информации, до 10 баллов
- -наличие методологической основы, до 4 баллов
- -структурированность работы, до 5 баллов
- -оригинальность текста, до 5 баллов
- -наличие и обоснование выводов, до 5 баллов
- -наличие научно-справочного аппарата, до 5 баллов
- -качество приложений, до 5 баллов
- -краеведческий характер работы, до 8 баллов
- -оформление работы, до 3 баллов
Максимальный итоговый балл- 50 баллов
Для участия в конкурсе необходимо в срок до 30 апреля 2022 г направить конкурсную работу по электронной почте на один из адресов:
- в номинации «Катон-Карагайский национальный парк» - на katontourism@mail.ru с пометкой Конкурс
- в номинации «Катунский заповедник» - на katunskiy@mail.ru
- в номинации «Плато Укок» - на altaipartner@yandex.ru
Победители конкурса получат дипломы и памятные подарки от организаторов. Лучшие работы будут опубликованы в научно-популярном журнале «Хранители Большого Алтая».
Методические материалы:
Балашкина М.Г., Попов А.А. Локальная история: организация исследовательской и проектной деятельности. Книга доступна в Интернете по ссылке: http://opencu.ru/uploads/localhistory.pdf? Обратите внимание на главу «Методика исследования и осмысления родословной и сюжетов истории малой Родины». Здесь даются конкретные рекомендации, каким образом собирать информацию, как зафиксировать собранные данные, приводятся ссылки на видеоуроки.